В 1981 году новоизбранный президент Франции Франсуа Миттеран начал кампанию по поддержке культурных учреждений по всей Франции. Одним из наиболее известных проектов стала реконструкция и реорганизация Лувра. В 1983 году, после турне президента Миттерана по Европе и Соединенных Штатах, эта работа была поручена американскому архитектору китайского происхождения Йо Минг Пей. Впервые иностранный архитектор участвовал в работе над Лувром.
В 1989 году была завершена перестройка двора Наполеона, что позволило избежать заторов из тысяч ежедневных посетителей. Новый проект предусматривал удобное центральное пространство, отделенное от галерей, вокруг которого осуществлялось движение посетителей. Так же, Пей спроектировал новые подземные галереи, хранилища, лаборатории и переходы между крыльями музея. Добавление и изменение назначения вспомогательных помещений позволило Лувру расширить свою коллекцию и разместить больше экспонатов для обозрения.
Во дворе Наполеона Пей разместил большую пирамиду из стекла и стали, которая служит главным входом и, вместе с окружающими ее тремя пирамидами меньшего размера, обеспечивает освещение солнечным светом пространства подземного холла. По мнению Пей, стеклянная пирамида является символическим сооружением, которое усилило главный вход в Лувр.
«Формально, пирамида наиболее совместима с архитектурой Лувра …, она является также одной из наиболее структурно стабильных форм, что подчеркивает ее прозрачность, так как она построена из стекла и стали, это означает разрыв с архитектурными традициями прошлого. Это работа нашего времени.» — И. М. Пей
Монументальное появление стеклянной пирамиды в середине двора музея установило центральную фокусную точку, которая подчеркивает масштаб и архитектуру Лувра. Масштабы большой пирамиды, которая спроектирована в пропорциях знаменитой пирамиды Хеопса в Гизе, не умаляет исторического характера музея, а непосредственное соседство современной конструкции и архитектурного стиля французского Ренессанса создает благоприятный Эффект, который усиливает каждую архитектурную деталь.
История Лувра начинает свой отсчет с 12-го века, поэтому можно было предположить, что современный дизайн, реализованный Пейем не будет полностью поддержан влюбленными в свою историю парижанами. На месте Лувра изначально находился замок Филиппа Огюста, в 1546 году он был перестроен в дворец короля Франциска I, и в 1793 году Людовик XVI превратил Лувр в музей. Большая часть критики была связана не с самим фактом реорганизации, а с вопросами совмещения стилей. Многие считали, что современный дизайн Пейа вступает в противоречие с классической архитектурой Лувра.
Однако, прошли десятилетия, и обновленный дизайн включился в парижскую культуру. Как и Эйфелева башня, проект Пейа стал одним из символов Парижа, а так же синонимом Лувра, как неотъемлемая сущность музея и города.